Меню Рубрики

Никитины: воспитание жизнью

Добрый день дорогие читатели. В прошлой статье мы познакомились с семьей Никитиных. Тогда мы дали краткую информацию и биографию о методах воспитания Никитиным.

В 70х-80х годах прошлого столетия фамилия Никитиных была на слуху у всех. Даже очень далекие от педагогики люди могли неоднократно видеть эту легендарную семью по телевизору. В тогдашнем СССР это была поистине революция в педагогике, психологии и уходе за детьми! Семеро детей, Никитиных бегали голышом по снегу, поднимали тяжести в три раза превышающие их собственный вес, часами висели вниз головой, в два года знали все буквы, материки и океаны.

В чем заключается суть метода воспитания

Со временем к эксперименту подключили именитых ученых, и вскоре была сформулирована система Никитиных воспитания ребенка, известная сейчас всему миру. В чем же суть этого противоречивого метода?

  1. Никитины предоставляли своим детям полную свободу выбора занятий и творчества. В семье не было специальных «уроков», «занятий». Дети занимались сколько хотели, когда хотели и чем хотели (конечно, под ненавязчивым наблюдением взрослых). Любая «принудиловка» была запрещена. Детей даже не пеленали туго, вопреки советам тогдашних детских врачей.
  2. Вся обстановка в доме была подчинена цели развития детей. Развивающие игрушки (разработка отца семейства) и спортивные снаряды были в роли обычных игрушек. На стенах висели карты полушарий, арифметические таблицы. К услугам даже самых маленьких было множество книг, таблиц, измерительных приборов.
  3. Максимальное участие взрослых в жизни малыша, поддержка всех его полезных начинаний – необходимое условие успеха. Например, родители вместе с детьми ходили босиком по снегу, одевались легче остальных. Ни одно достижение малышей не оставалось незамеченным. Мама и папа принимали участие в детских играх, спонтанных соревнованиях и других затеях. При этом взрослые не должны делать вместо ребенка то, что он в силах сделать самостоятельно. Если дети просили о помощи, она предоставлялась, но никогда не навязывалась.
  4. Никитины показали пользу раннего развития ребенка. Они считали, что развитие нужно начинать как можно раньше. Это позволит не упустить шанс наилучшего развития ребенка. С возрастом, заметили Никитины, этот шанс утрачивается или заметно снижается.
  5. Никитины заметили, что лучше всего развиваются те способности, умения и навыки, в которых ребенок максимально напрягается. То есть, ребенок должен достигнуть «потолка» своих возможностей, чтобы достичь наилучших результатов развития.

Среда обитания детей, считали Никитины, должна быть не слишком комфортной по современным меркам. Дети жили при температуре не выше +18, питались простыми, но полезными блюдами, спали на холодной террасе. Семья почти полностью отказалась от лекарств. Методы Никитиных были одобрены такими светилами как Амосов, Спок, Аршавский и положены в основу многих современных методик.

Результатом воплощения в жизнь этих принципов стала повседневная жизнь в доме Никитиных. Дети росли счастливыми, очень здоровыми и дружными. Родители посвятили им всю жизнь, тщательно анализируя все свои действия по отношению к детям. Борис Павлович даже в своей визитке назвал себя «профессиональным отцом». Мама Лена оставила работу, организовав дома пошив фартуков.

В этом деле принимали участие все дети Никитиных от мала до велика, получая за работу символическую «зарплату». В школе все дети учились, обгоняя сверстников. Нравственное воспитание, как и все остальное, не было результатом нотаций и назиданий. Сами родители были людьми кристальной нравственной чистоты. Взаимопомощь и уважение к старшим воспитывались исподволь, примером жизни папы и мамы.

Сейчас, когда все «плоды» методики уже имеют свои семьи, можно говорить об успехах и ошибках Бориса и Елены Никитиных.

Конечно, в целом метод Никитиных был чрезвычайно эффективным. Недаром его элементы сейчас взяты на вооружение специалистов во всем мире. Многочисленные критики, называвшие Никитиных «садистами» и «сумасшедшими», не смогли помешать распространению идей этих энтузиастов.

Не был учтен родителями только один момент: вхождение детей Никитиных в тогдашнее общество. Как оказалось, ему не были нужны вундеркинды. А в среднестатистическую рамку, навязываемую им, Никитины не помещались. Поэтому, начиная с начальных классов школы, общество отталкивало этих детей, на корню отсекая их благие стремления.

Дети не имели друзей в школе, им было неинтересно учиться, они тяжело принимали школьную дисциплину, принудительную ограниченность активности. Взрослые дети Никитиных вспоминают школу как досадную неприятность. Кроме того, все Никитины находились под постоянным наблюдением, как объект изучения и просто праздного интереса, что не всегда было приятно и полезно.

Но все дети сейчас имеют крепкие браки, состоялись в профессии. Нет, никто из них не стал «звездой». Но все они благодарны родителям за любовь, которая научила самостоятельности, дала свободу, уверенность в своих силах и радость жизни в большой семье. И еще один «бонус» всех Никитиных – крепкое здоровье.

Дальше мы продолжим говорить о методах воспитания детей по системе Никитиных.

Комментарии

  • Я помню эту нашумевшую историю. Своим маленьким дочерям даю почти полную свободу-абсолютно полную, конечно не могу-нет возможности «ненавязчиво» контролировать их 24 часа в сутки. Но в основном все, как описано в статье. Живем без лекарств, режим дня и питания свободный и т.д. Мне нравится, дочкам тоже…

  • Да много писали и говорили в прессе, были осуждения, были восхищения. А всё просто я тоже выросла в семье, где было 7 детей и прекрасные родители и таких семей в наше время было много. Нас тоже кто-то осуждал ( вот наплодили) кто-то помогал. В большой семье по другому воспитывать и невозможно. А когда один ребёнок, вот и трясёшься над ним, да и время всё ему отдаешь. Он и растёт избалованным.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *